Визовые центры под ударом: Россиянам готовят железный занавес

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Каждый день мы слышим от властей о необходимости развивать туризм. Только Государственная дума приняла закон, дающий право обладателям паспорта болельщика Чемпионата мира по футболу до конца этого года посещать Россию без визы, как тут же выяснилось, что авиакомпании намерены поднять цены на билеты.

Но и наш турист, желающий провести время на солнечном заграничном пляже или полюбоваться красотами Рима или Парижа, экзотической Индии или Кении, тоже деньги считать умеет. И не только турист, но и бизнесмены, студенты, родственники. И не только деньги, но и время.

А тут и очередной сюрприз готов. Сенаторы Константин Косачев и Олег Морозов подготовили и внесли в Государственную Думу законопроект О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в части определения требований к визовым сервисным центрам). Пока он направлен на рассмотрение в профильный комитет, но переполох уже наделал немалый.

В Российском союзе туриндустрии (РСТ)полагают, что в случае принятия законопроекта, визовые центры могут просто-напросто закрыться из-за несоответствия критериям, прописанным в документе.

По информации РСТ, сегодня в России работает шесть компаний, управляющих визовыми сервисными центрами под брендами VFS Global, GVCW — СВЦ Греции, VMS — Италия, BLS — Испания, Индия, TLS — Великобритания, Швейцария, Бельгия и Pony Express.

«Сведения о каждой содержатся в госреестре юридических лиц и опубликованы в открытых источниках. Из этой информации видно, что, как минимум, по одному пункту — доля иностранного участия в уставном капитале — ни одна из них не пройдет предлагаемую аккредитацию МИД», — говорится в сообщении РСТ.

Как следует из законопроекта, все визовые центры обязаны пройти аккредитацию и соответствовать определенным критериям. Например, доля иностранного участия в уставном капитале должна составлять не более 20%, филиалы у оператора визового центра должны быть не менее, чем в 20 субъектах РФ, а опыт работы составлять не менее трех лет.

При этом функции аккредитации компаний по оказанию услуг по оформлению виз предлагается возложить на МИД РФ.

Авторы законопроекта считают, что вводимые нормы позволят усилить контроль за посреднической деятельностью в сфере выдачи виз с целью защиты прав и законных интересов граждан, в том числе пресечения незаконного распространения и использования персональных данных, и минимизации нарушений в этой сфере.

«Необходимо уточнить, что предлагаемые новеллы ни в какой мере не ограничат права граждан на свободу передвижения, но при этом позволят обеспечить на более высоком уровне их защиту», — говорится в Пояснительной записке.

Однако, как считают в РСТ, если закон будет принят, то ныне работающим компаниям придется менять структуру собственности, что может не понравиться консульствам иностранных государств, которые предпочитают работать с международными компаниями.

Как заявила «Интерфаксу» пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина, посольствам и консульствам будет проще закрыть визовые центры в России, чем найти подрядчиков, отвечающих новым требованиям закона. В таком случае, визы придется оформлять по старинке — то есть в визовых отделах. Если вспомнить те времена, то перед глазами встают очереди, записи на прием в консульство и прочее.

Впрочем, надо заметить, что волнения по поводу законопроекта, возможно, преждевременны. Как заметил в беседе с «СП» председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский, авторы документа очень опытные люди.

— Работа таких специфичных организаций как визовые центры должна быть организована — очень строго и официально. Это само собой разумеется.

Что касается влияния на все содержательные процессы, конечно, нам интересно, чтобы наши граждане, желающие выехать и в деловые поездки, и в путешествия, получали визы быстро, своевременно, без срывов и избыточных бюрократических процедур. Мне кажется, что в последнее время центры работают неплохо.

«СП»: — РСТ считает, что критерии, прописанные в законе, ныне существующие визовые центры не в состоянии выполнить и это может привести к их закрытию.

— Для этого существуют, что называется, «умные» поправки, есть переходной период. Если эти требования вызваны интересами суверенного государства, то их надо выполнять. Другое дело, что на это надо дать время необходимое для подготовки аккредитационных мероприятий, в которое надо укладываться.

Косачев опытнейший человек в области международной работы и политики. Он прекрасно понимает последствия. Думаю, что период для подготовки необходимых документов, которые позволили бы провести аккредитационные мероприятия, конечно, будет дан. Никто мгновенно ничего закрывать не будет. Никто во вред себе действовать не будет.

Я считаю, что мои коллеги правы, что вносят такие поправки в законодательство. Центры должны работать по установленным в государстве требованиям.

Законопроект только на днях внесен в Государственную Думу, которая завершает работу весенней сессии. Так что, в любом случае предлагаемому законопроекту предстоит пройти обсуждение, прежде всего, в Комитетах. Да и экспертное сообщество, наверняка, захочет поучаствовать в обсуждении. Так что, какие депутаты предложат изменения или дадут рекомендации, станет известно не раньше осени. Правда из всего того, что в последнее время принимают законные избранники направлено против нас. Чего ждать от этого «творчества», еще увидим…

Новости экономики: Госдума оперативно приняла закон о повышении НДС

Источник